НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА
Доктор юридических наук В. В. ЛАПТЕВ
В период развернутого строительства коммунизма важнейшее место в деятельности партии и государства занимает руководство народным хозяйством. Ленинские указания о том, что при социализме преимущественное значение приобретает управление экономикой [1], являются сейчас особенно актуальными. Ведь экономика стала главным поприщем борьбы за коммунизм, а хозяйственно-организаторская деятельность Советского государства — важнейшей его функцией.
В последних решениях партии большое внимание уделяется хозяйственно-правовым вопросам. Важное значение совершенствования правовых норм, регулирующих хозяйственно-организаторскую работу, подчеркивается в Программе КПСС. И это понятно, ибо улучшение руководства экономикой неразрывно связано с совершенствованием хозяйственного законодательства. Правовое регулирование народного хозяйства является в условиях социализма особой формой руководства хозяйственным строительством.
Решение экономических задач строительства коммунизма невозможно без четкого определения прав и обязанностей органов хозяйственного руководства и предприятий, установления в хозяйственном законодательстве их функций и компетенции, повышения ответственности за выполнение хозяйственных обязательств и за результаты хозяйственной деятельности. В этом законодательстве определяется порядок руководства и осуществления производственно-хозяйственной деятельности, порядок планирования и организации хозяйственных связей, система хозяйственных договоров и порядок разрешения хозяйственных споров, ответственность за нарушения планов и хозяйственных обязательств, решаются другие важные вопросы регулирования экономики.
Все эти вопросы представляют собой правовой аспект хозяйственного руководства, от их решения зависит соблюдение государственной дисциплины и законности в хозяйственной деятельности, четкость и согласованность в работе предприятий и других хозяйственных органов, слаженность всего хозяйственного механизма, строгий порядок в экономике.
За последние годы издано много постановлений по важнейшим вопросам правового регулирования экономики. Это способствует улучшению руководства народным хозяйством. Однако правовое регулирование народного хозяйства все еще отстает от развития экономики, не отвечает задачам, выдвигаемым практикой хозяйственного строительства. Хозяйственное законодательство не систематизировано, существует огромное количество законов, постановлений и других нормативных актов, принятых в разное время, плохо увязанных между собой,
45
а иногда и противоречащих друг другу. Такое запущенное состояние законодательства мешает решению экономических задач, создает почву для нарушений законности и злоупотреблений в этой области [2].
Бурное развитие социалистической экономики существенно повышает роль правового регулирования народного хозяйства. Сейчас ведутся оживленные обсуждения проблем совершенствования руководства народным хозяйством, внедрения экономических методов руководства взамен не оправдывающих себя административных методов. Решение этих вопросов невозможно без упорядочения хозяйственного законодательства.
То обстоятельство, что экономические задачи являются сейчас важнейшими в деятельности партии и государства, предопределяет и роль хозяйственного права в общей системе мероприятий по руководству хозяйственным строительством. Правовые нормы по регулированию хозяйственных отношений требуют особого внимания. Совершенствование этих норм позволит преодолеть отставание советского права от экономического развития, приведет правовое регулирование экономики в соответствие с новыми задачами по руководству народным хозяйством.
Этого требуют и перспективы дальнейшего развития. Ведь на пути к коммунизму хозяйственно-правовые нормы будут перерастать в организационно-хозяйственные нормы, определяющие порядок хозяйственной деятельности при коммунизме. Эти нормы будут играть огромную роль, ибо экономика при коммунизме должна быть высоко организованной, хозяйственная деятельность будет направляться из определенного центра и осуществляться в рамках установленных правил, четко закрепленных подобно тому, как делается сейчас в законодательстве.
Вопрос о хозяйственном праве является сложным и имеет разные аспекты. С одной стороны, он может исследоваться с точки зрения хозяйственного права как самостоятельной отрасли права, с другой — как отрасли законодательства, с третьей — как науки, с четвертой — как учебной дисциплины. Все эти аспекты тесно связаны между собой и в какой-то мере затрагиваются в данной статье. Но в основном она посвящена проблемам хозяйственного права как науки.
Развитие правового регулирования экономики, улучшение хозяйственного законодательства во многом зависит от состояния юридической науки. Между тем юридическая наука отстает в вопросах исследования правового регулирования хозяйственных отношений, на что справедливо указывалось в решениях партии. Это является одной из причин запущенности хозяйственного законодательства.
Тяжелый ущерб развитию хозяйственного права нанес Вышинский. Он разгромил науку хозяйственного права, объявил «вредителями» представителей этой науки — честных советских ученых, настоящих коммунистов, новаторов и искателей, которые стремились создать передовую социалистическую правовую науку. Конечно, в 30-е годы наука хозяйственного права еще только развивалась, делала первые шаги и поэтому не лишена была недостатков. Так, представители науки хозяйственного права того времени включали в сферу хозяйственного права и отношения граждан, что принижало роль личных и имущественных прав граждан при социализме. Но несмотря на отдельные ошибочные положения, в целом наука хозяйственного права была про-
46
грессивным научным направлением, она нацеливала ученых-юристов на разработку правовых проблем народного хозяйства, т. е. самых важных вопросов юридической науки.
В результате ликвидации науки хозяйственного права правовые вопросы народного хозяйства не изучались всесторонне, а рассматривались отрывочно, с позиций различных отраслей юридической науки, главным образом гражданского и административного права. Вследствие этого отсутствовала необходимая специализация ученых-юристов и научных коллективов по изучению хозяйственно-правовых проблем, а многие из этих проблем вообще не исследовались, так как не вмещались в узкие рамки отраслевых юридических наук. Все это приводило к отрыву юридической науки от практики, к принижению роли хозяйственного законодательства.
Постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» перед юридической наукой поставлена задача исследовать проблемы руководства народным хозяйством, правового регулирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
До сих пор хозяйственные отношения в правовой науке в целом обычно не рассматривались, а относились либо к гражданскому праву (отношения, регулируемые методом «равенства»), либо к административному (отношения, регулируемые методом «власти и подчинения»). Однако такое разделение хозяйственных отношений при социализме с нашей точки зрения, неправильно, поскольку экономика обобществлена и является достоянием всего народа, государство не только осуществляет политическую власть, но и само хозяйствует. Экономическую основу Советского государства составляет социалистическая собственность на средства производства. Личная собственность при социализме служит лишь удовлетворению потребностей самих граждан. «Мы ничего „частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» [3]. Социалистическая собственность как основа хозяйствования предопределяет всю систему советского права, придает принципиально иной характер правовому регулированию хозяйственной деятельности при социализме по сравнению с буржуазным строем.
Грандиозное развитие социалистической экономики составляет основу усиления хозяйственно-организаторской функции Советского государства и развития правового регулирования народного хозяйства. Государственная и правовая надстройки оказывают обратное воздействие на экономические отношения. Качественно новая организация общественного производства, появление при социализме не виданных ранее хозяйственных отношений порождают новые формы правового регулирования народного хозяйства, новые отрасли права. Одной из таких отраслей, по нашему мнению, и является хозяйственное право.
Хозяйственные отношения социалистического общества разнообразны. Но все они отличаются тем, что в них имущественное содержание неразрывно сочетается с плановым характером. Это органическое слияние планово-организационного и имущественного элементов и является характерной чертой хозяйственных отношений как особого вида социалистических общественных отношений.
Социалистическое хозяйствование охватывает как непосредственное ведение хозяйственной деятельности, так и руководство ею. Обе эти стороны хозяйственной деятельности при социализме, как правило, не-
47
разрывно связаны. Органическое единство социалистических хозяйственных отношений, слияние в них планово-организационных и имущественных элементов и составляют ту специфику, которая предопределяет своеобразие хозяйственного права как самостоятельной отрасли права.
Богатству и разнообразию хозяйственных отношений соответствуй и различные методы их правового регулирования. В одних случаях будет метод подчинения, при котором одна сторона хозяйственного правоотношения дает другой стороне обязательное для последней указание; в других — метод согласования, как это имеет место, например, в хозяйственно-договорных отношениях между предприятиями и организациями; в третьих — метод контроля, применяемый при осуществлении финансового, технического и других видов контроля за хозяйственной деятельностью.
Методы правового регулирования зависят от характера регулируемых общественных отношений. Однако экономический характер отношений не предопределяет прямо метода правового регулирования а лишь составляет основу для сознательного выбора таких методов которые позволяют наиболее эффективно использовать все возможности правового воздействия на общественные отношения в интересах наиболее рационального решения хозяйственных и политических задач Социалистическое государство, руководя хозяйством, избирает наиболее целесообразные, научно обоснованные формы и методы правового воздействия на экономику.
Хозяйственное право как правовая отрасль, по нашему мнению, характеризуется тремя основными признаками: 1) своеобразием социалистических хозяйственных отношений, неразрывно сочетающих в себе планово-организационные и имущественные элементы (предмет регулирования); 2) участием в хозяйственных отношениях только социалистических предприятий и организаций, а также их структурных звеньев, но не отдельных граждан (субъектный состав); 3) сочетанием различных способов правового воздействия на хозяйственные отношения, применяемых для наилучшего решения экономических и политических задач (методы регулирования).
Хозяйственное право как правовая отрасль представляет собой совокупность норм советского права, определяющих порядок руководства и осуществления хозяйственной деятельности в социалистической экономике и регулирующих складывающиеся при этом хозяйственные отношения между социалистическими предприятиями и организациями, а также между их структурными звеньями, с использованием наиболее рациональных, научно обоснованных методов правового регулирования.
После принятия Основ гражданского законодательства, в которые были включены и некоторые нормы хозяйственно-правового характера (о договорах поставки, подряда по капитальному строительству и др.), у отдельных ученых сложилось представление, что вопрос о хозяйственном праве тем самым якобы разрешен в отрицательном смысле. Мы считаем, что включение некоторых норм хозяйственного права в Основы, а других хозяйственно-правовых норм — в иные законодательные акты вовсе не означает решения вопроса о существовании хозяйственного права как правовой отрасли.
Нормы одной отрасли права могут находиться и нередко находятся в разных законах, в одном законе могут быть нормы разных отраслей права, некоторые отрасли права не имеют своего основного закона — Основ или кодекса. Отрасль права представляет собой объективную реальность в том смысле, что она предопределена объективно сущест-
48
вующими общественными отношениями. Конечно, отсутствие единого кодекса или иного основного закона неизбежно порождает неупорядоченность соответствующей отрасли законодательства. Так получилось и с хозяйственным законодательством, которое остро нуждается в систематизации и кодификации. Для упорядочения хозяйственного законодательства представляется необходимым издать Хозяйственный кодекс СССР [4].
В целях развития хозяйственно-правовых исследований надо ускорить формирование науки хозяйственного права. Некоторые вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности, выдвигаемые практикой экономического строительства, например правовое положение предприятий, юридические аспекты планирования, правовое регулирование материально-технического снабжения, кредитно-расчетных отношений и другие актуальные проблемы, уже получили освещение в хозяйственно-правовых исследованиях.
Появление новых отраслей знания на стыках существующих наук — закономерное и прогрессивное явление, свойственное не только естественным, но и общественным наукам. Возникнув на стыке других наук, вобрав в себя некоторые их элементы и органически сочетая их, наука хозяйственного права является, по нашему мнению, вполне самостоятельной юридической наукой.
На стыке каких же наук возникла эта новая наука?
Прежде всего она вобрала в себя элементы правовой и экономической науки. Наука хозяйственного права строится на исследованиях экономико-правового характера, правовой анализ сочетается в ней с экономическим. Юридический анализ в отрыве от экономического был бы здесь бесплоден, не позволил бы выработать научные рекомендации для улучшения практики хозяйственной работы путем использования правовых средств. Поэтому очень важно обеспечить контакты юристов с экономистами в разработке хозяйственно-правовых проблем. Такие контакты сейчас развиваются. Так, сектор правовых проблем управления промышленностью и хозяйственного права Института государства и права АН СССР разрабатывает правовые вопросы хозрасчета совместно с Научным советом АН СССР по проблеме «Хозяйственный расчет и материальное стимулирование производства».
Далее, наука хозяйственного права возникла в результате органического сочетания элементов разных отраслевых юридических дисциплин, в частности гражданского и административного права. Наука хозяйственного права преодолевает узкоотраслевой подход к изучению правового регулирования хозяйственной деятельности, исследует всю совокупность связанных между собой правовых проблем народного хозяйства, разрабатывает в целом единые хозяйственные отношения социалистического общества.
Очень важное значение имеет тесная связь науки хозяйственного права с практикой экономического строительства. Только таким путем можно будет обеспечить выработку обоснованных научных рекомендаций, направленных на улучшение хозяйственной практики с помощью
49
правовых средств. Хозяйственно-правовые исследования должны тесно связывать науку с практикой, выработать научные рекомендации по совершенствованию хозяйственного законодательства. Например, сейчас разрабатывается проект закона о социалистическом предприятии. Этот закон должен определить всю хозяйственную жизнь предприятия, всесторонне урегулировать его производственно-хозяйственную деятельность. Закон о предприятии нельзя разработать с какой-либо узкоотраслевой позиции, например с позиции только гражданского или только административного права. Он должен охватывать все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Значит, этот закон надо разрабатывать с позиций науки хозяйственного права, всесторонне исследующей правовое Положение предприятий.
Тесные связи с практикой требуют в области хозяйственного права широкого применения метода конкретных исследований, проводимых непосредственно на предприятиях. В этом отношении можно сослаться на опыт изучения Институтом государства и права АН СССР совместно с Рязанским обкомом КПСС и Московским совнархозом практики использования правовых средств для улучшения хозяйственной деятельности промышленных предприятий. В результате этого изучения была проведена научно-практическая конференция о воздействии права на экономику предприятий, выработавшая конкретные рекомендации, которые внедряются на предприятиях Московского совнархоза [5].
Хозяйственно-правовые исследования дают положительные результаты вследствие широты охвата правовых явлений экономической жизни, всестороннего изучения проблем правового регулирования хозяйственной деятельности. Поэтому нельзя согласиться с высказанным в литературе предложением выделить в пределах науки административного права «подотрасль» «административно-хозяйственного» права [6].
Это предложение вызывает существенные возражения, поскольку за пределами такой «подотрасли» оказались бы и правовые проблемы хозрасчета, и система хозяйственных договоров, и правовое положение предприятий, и многие другие важнейшие вопросы правового регулирования народного хозяйства. Хозяйственные отношения исследовались бы этой «подотраслью» в чисто административном аспекте, что противоречило бы происходящему сейчас развитию экономических методов руководства народным хозяйством. Ведь развитие этих методов требует внедрения хозрасчетных начал в управление и планирование экономики, повышает значение в руководстве хозяйством таких инструментов, как хозяйственный договор, прибыль, цена, нормативы длительного действия, не допускает противопоставления управленческих и оперативно-хозяйственных функций в деятельности хозяйственных органов.
В условиях, когда планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий осуществляется в значительной мере с помощью хозяйственных договоров, когда расширяются хозяйственные права предприятий, когда создаются производственные объединения, сочетающие управленческие и оперативно-хозяйственные функции, когда административные методы руководства заменяются экономическим»,— нельзя сводить хозяйственное право к «подотрасли» административного права. Задача хозяйственного права, как нам представляется, состоит сейчас в закреплении экономических методов руководства, в правовом
50
регулировании всего комплекса хозяйственных отношений как в области управления и планирования экономики, так и в области непосредственной производственно-хозяйственной деятельности. В современных условиях только всестороннее изучение правового регулирования хозяйственных отношений соответствует реальному органическому единству этих отношений, задачам совершенствования руководства экономикой и может оказать действенную помощь развитию хозяйственного законодательства и практике хозяйственного строительства.
Какие же проблемы должны изучаться наукой хозяйственного права, в чем состоит ее позитивное содержание? В самых общих чертах задача этой новой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучать правовые проблемы руководства и осуществления хозяйственной деятельности социалистических предприятий и организаций. Однако такое краткое определение задач новой науки необходимо конкретизировать, точно показав основные проблемы, которые должны быть предметом ее изучения.
Наука хозяйственного права призвана, прежде всего, исследовать правовые формы государственного руководства народным хозяйством: управление, планирование, контроль, правовое регулирование хозяйственной деятельности. При этом большое внимание надо будет уделить изучению хозяйственного законодательства в целях его совершенствования и укрепления законности в хозяйственной деятельности.
Далее подлежат изучению вопросы социалистической собственности: оперативное управление ее объектами, правовой режим имущественных средств социалистических предприятий и организаций. Наука хозяйственного права исследует социалистическую собственность как основу социалистического хозяйствования. Однако она не охватывает всех вопросов права собственности, в том числе и социалистической. Право собственности является «сквозным» институтом для многих отраслей советского права: государственного, гражданского, хозяйственного и т. д. Производственно-хозяйственная деятельность социалистических предприятий и организаций с точки зрения имущественной есть производственное использование социалистической собственности. Поэтому оперативное управление ее объектами, правовой режим имущественных средств хозяйственных органов должны быть предметом изучения науки хозяйственного права.
Следующий обширный круг вопросов связан с исследованием правосубъектности (компетенции) хозяйственных органов. В условиях социализма, когда экономика полностью обобществлена, плановую хозяйственную деятельность осуществляют не отдельные граждане, а социалистические предприятия и организации. Только эти предприятия и организации, а также их структурные звенья выступают участниками хозяйственных правоотношений, субъектами хозяйственного права.
Наука хозяйcтвeннoгo права должна всесторонне исследовать правовое положение как органов хозяйственного руководства, так и предприятий (организаций), непосредственно осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность. Важное значение имеет изучение правового положения хозяйственных объединений, сочетающих управленческие и оперативно-хозяйственные функции. Нужно исследовать также правовое положение внутренних звеньев хозяйственных органов, имеющих определенную самостоятельную компетенцию и вступающих между собой во внутрихозяйственные правовые отношения.
Следует подчеркнуть, что под органами хозяйственного руководства понимаются и органы управления, и плановые органы, и органы кон-
51
троля за производственно-хозяйственной деятельностью. При этом имеются в виду лишь органы специальной хозяйственной компетенции. Органы же общей компетенции, руководящие не только хозяйством, но и другими областями общественной жизни, должны изучаться наукой государственного и административного права.
Затем подлежат исследованию правовые формы планирования хозяйственной деятельности. Здесь особого внимания заслуживают такие вопросы, как правовая природа плановых актов, юридическое значение плановых показателей, порядок разработки, утверждения планов и доведения их до исполнителей, порядок изменения планов и установления дополнительных заданий, учет и контроль за выполнением планов.
К комплексу вопросов, связанных с планированием, примыкают проблемы хозрасчета, который является формой планового руководства и осуществления хозяйственной деятельности социалистических предприятий и организаций. На основе анализа экономической сущности хозрасчета наука хозяйственного права исследует правовые формы его осуществления. При этом большое внимание надо уделить не только хозрасчету предприятий и организаций, именуемому обычно полным хозрасчетом, но и внутризаводскому хозрасчету, т. е. хозрасчету цехов, участков, отделов и служб предприятий. Правовые формы внутризаводского хозрасчета имеют важное значение для правильной организации производства, но до сих пор они оставались совершенно не разработанными в юридической науке.
Важное место в науке хозяйственного права занимает система хозяйственных договоров. Наука хозяйственного права призвана исследовать их роль в планировании деятельности и укреплении хозрасчета предприятий, изучать многообразные виды хозяйственных договоров, их основные условия, организацию и структуру договорных связей в народном хозяйстве. Вместе с тем надо изучать и хозяйственные обязательства, возникающие непосредственно на основе планового задания, принятия наряда к исполнению и из других оснований.
Не меньшее значение имеют правовые проблемы технического прогресса в народном хозяйстве. Наука хозяйственного права должна изучать правовые формы планирования новой техники и внедрения ее в производство, экономического стимулирования предприятий и организаций за развитие и внедрение новой техники, правовые вопросы технологии производства.
Далее следуют правовые вопросы кредитования, расчетов и финансового контроля в народном хозяйстве. Здесь должны быть исследованы правовое положение государственных банковских учреждений, порядок кредитования и расчетов социалистических предприятий и организаций, финансовый контроль за их хозяйственной деятельностью.
Большое внимание нужно уделить проблемам ответственности за результаты хозяйственной деятельности и за выполнение хозяйственных обязательств, ее роли в укреплении социалистической законности и государственной дисциплины в народном хозяйстве. Здесь надо будет рассмотреть разные виды ответственности, исследовать ответственность не только предприятий и организаций за нарушение планов и хозяйственных обязательств, но и органов хозяйственного руководства за ошибки в планировании и упущения в управлении хозяйством.
Наука хозяйственного права должна изучать и порядок разрешения хозяйственных споров, деятельность арбитража в народном хозяйстве. Исходя из сущности арбитража как особого органа руководства социалистическим хозяйством, наука хозяйственного права призвана
52
изучать порядок арбитражного разбирательства хозяйственных споров, правовые формы воздействия арбитража на хозяйственную деятельность предприятий, исследовать всю многообразную работу арбитража. Здесь же должна быть изучена и деятельность третейских судов.
Представляются важными и вопросы организации правовой работы в народном хозяйстве: исследование задач такой работы, организационная структура юридической службы, организация работы по укреплению законности в хозяйственной деятельности. Особого внимания требуют вопросы использования правовых средств для улучшения экономических показателей хозяйственной деятельности.
Перечисленные вопросы имеют общее значение для всех отраслей народного хозяйства. Поэтому они составляют Общую часть науки хозяйственного права. Однако изучение таких общих вопросов правового регулирования народного хозяйства не дало бы еще возможности конкретно выявить все особенности регулирования отдельных отраслей экономики. Наряду с этим, должно быть неучено правовое регулирование отдельных отраслей экономики и видов хозяйственной деятельности. Эти вопросы составляют Особенную часть науки хозяйственного права. Выделение Особенной части в системе новой науки объективно необходимо. Оно сосредоточит внимание ученых на изучении конкретных проблем правового регулирования хозяйственной деятельности в различных отраслях экономики, что даст возможность разрабатывать на базе научных исследований обоснованные предложения, направленные на совершенствование хозяйственного законодательства, улучшение практики работы предприятий и других хозяйственных органов путем использования правовых средств.
В Особенной части науки хозяйственного права важно исследовать правовое регулирование хозяйственной деятельности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, правовое регулирование материально-технического снабжения, торговли, коммунально-жилищного хозяйства, правовое регулирование хозяйственной деятельности социально-культурных учреждений. По каждой ив отраслей экономики или видов хозяйственной деятельности должны быть конкретно изучены особенности правового положения органов управления, предприятий и организаций, специфика планирования, хозрасчета и хозяйственных договоров в данной отрасли народного хозяйства.
При этом правовое регулирование отдельных отраслей экономики и видов хозяйственной деятельности исследуется в науке хозяйственного права с точки зрения компетенции соответствующих хозяйственных органов и их взаимоотношений внутри 'системы социалистического хозяйства. Изучение же взаимоотношений этих органов с гражданами относится к сфере науки гражданского, трудового и других отраслей советского права. Это относится, например, к правовому регулированию транспорта, торговли, коммунально-жилищного хозяйства. В части сельского хозяйства надо оговорить, что правовое регулирование внутриколхозных отношений должно, как и до сих пор, изучаться наукой колхозного права, ибо эти отношения имеют ряд особенностей, связанных с кооперативным членством, что отличает их от хозяйственных отношений, составляющих предмет науки хозяйственного права.
В соответствии с изложенным попытаемся выразить систему науки хозяйственного права схематически. Предлагаемая система одновременно может служить и системой учебного курса хозяйственного права, введенного в соответствии с постановлением ЦК КПСС в юридических вузах и на юридических факультетах университетов.