Печать

"О Прокуратуре"

17 января 1992 года                                                                                                             №2202-1
 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят 

Государственной Думой

22 декабря 2004 года

Одобрен 

Советом Федерации

24 декабря 2004 года

 (в ред. Федеральных законов

от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ,

от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ,

от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 15.07.2005 N 85-ФЗ, от 04.11.2005 N 138-ФЗ,

от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

от 17.07.2009 N 171-ФЗ, от 28.11.2009 N 303-ФЗ,

от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ,

от 07.02.2011 N 4-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ

от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П,

Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,

от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П,

от 18.07.2003 N 13-П)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

 

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

 

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 

Абзацы первый и второй пункта 2 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку во взаимосвязи с отдельными положениями Гражданского процессуального кодекса РСФСР они означают, что на их основании прокурор, осуществляя надзор, обращается в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону, а суд, разрешая такого рода дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, вправе признавать закон субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П).

 

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

 

162drgdrgdrr

Застраховать загородный дом. Основные нюансы

Загородное жилье зачастую нуждается в страховке, так как оно в высокой степени подвержено рискам различного рода: будь то кража или пожар. Сама процедура страхования загородного дома не составляет особой сложности. Однако если страховать недвижимость, то…
azarov goradm

Госдума РФ

Сегодня Совет Федерации одобрил нашумевший закон о местном самоуправлении. Еще раньше во…
img 0586 5

О подготовке и закреплении кадров в высокотехнологичной промышленности России

В Государственной думе РФ состоялось совместное заседание экспертного совета при Комитете по промышленности по развитию предприятий ОПК, общественного совета при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, комиссии по молодежной политике…
kompensacionrsa

Компенсационные выплаты работнику в случае банкротства работодателя

Предусмотренные статьей 234 Трудового кодекса РФ компенсационные выплаты в размере…
bank kard 8

В Думу внесен законопроект против блокировки карт российских банков международными платежными системами

Поправки в закон о национальной платежной системе (НПС) внес первый зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Его инициативы не новы: они предлагались в 2011 г. при обсуждении закона об НПС. Их суть в том, чтобы никто – ни оператор…
3127 1

Образование

1. Общее образование1.1 Образовательные организацииС 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон "Об образовании". Вся информация об образовании дана в соответствии с новым законом. См. сравнительный анализ старого и нового законов об образовании,…
foto 5789

Понятие и виды общественных объединений.

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных…
Изображение по умолчанию

«О банках и банковской деятельности»

2 декабря 1990 года N 395-1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 N 17-ФЗ, от 31.07.1998 N 151-ФЗ, от 05.07.1999 N 126-ФЗ, от 08.07.1999 N 136-ФЗ, от 19.06.2001 N 82-ФЗ, от…
a7357e13753

Защита прав потребителя. Образец иска.

Недавно в консультацию юридического портала пришло письмо с просьбой помочь защитить права покупателю. Этот вопрос подтолкнул нас написать статью о защите прав потребителей. Суть истории: гражданин купил роторную косилку для сенокошения, а ему продали вещь,…
12741

Юридические факты в административном праве.

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом…