Печать

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

phat-trien-ky-nang-bang-cach-len-ke-hoach-cong-viec-cua-minh1. Государственный контроль и органы государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового законодательства.

Трудовой кодекс РФ выделяет три способа защиты трудовых прав и законных интересов работников:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

3) самозащита работниками трудовых прав.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют:

1) органы федеральной инспекции труда;

2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (внутриведомственный государственный контроль);

3) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. Правовой статус данной инспекции определяется Трудовым кодексом РФ и Положением "О федеральной инспекции труда", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001. № 78.

Структуру федеральной инспекции труда (ФИТ) можно представить следующим образом:

I. Главный государственный инспектор труда РФ (возглавляет ФИТ).

II. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда (руководитель департамента является заместителем главного государственного инспектора труда РФ).

III. В департаменте выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (начальники отделов являются главными государственными инспекторами труда).

IV. В субъектах РФ, городах и районах - государственные инспекции труда (руководители этих инспекций являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории).

V. В государственных инспекциях труда выделяют два отдела - по правовым вопросам и по охране труда (их начальники являются главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда).

Выделяются следующие основные полномочия органов федеральной инспекции труда:

1) осуществляют государственных надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

3) рассматривают дела об административных правонарушениях;

4) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

5) принимают участие или проводят самостоятельно расследование несчастных случаев на производстве;

6) участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

7) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав и др.

Государственные инспекторы труда в пределах указанных полномочий органов федеральной инспекции труда наделяются следующими правами:

· беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проверки любые организации;

· запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· расследовать несчастные случаи на производстве;

· предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

· приостанавливать работу организаций, отдельных подразделений, оборудования при выявлении таких нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью людей;

· направлять в суды требования о ликвидации организаций вследствие нарушений требований охраны труда;

· отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний охраны труда;

· привлекать соответствующих виновных лиц к административной ответственности и др.

Кроме того, органы федеральной инспекции труда можно отнести к органам, рассматривающим трудовые споры. Так, государственный инспектор труда при выявлении нарушений трудового законодательства (по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица) имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель в свою очередь вправе обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Необходимо отметить, что трудовым законодательством предусмотрена возможность обжалования любых решений государственных инспекторов труда по подчиненности соответствующему руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора могут быть обжалованы в суд. Рассмотрение жалоб производится по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

vf24508-144x96

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОЦЕССУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

организационные требования: выбор допустимой формы предпринимательства регистрация обязательна лицензирование отдельных видов деятельности материально-технические требования требования по налаживанию энергоснабжения документ «электроустановка зданий», № ГОСТ…
ipoteka spb

Особенности оформления ипотеки на недвижимость

Для того, чтобы оформить ипотеку на дом либо квартиру необходимо выбрать банк и подать в…
51cc2ce5769f535743aae.photo.0

Права работника, получившего производственную травму

Охрана труда как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе применения их труда выступает одним из важнейших условий достойной жизни и свободного развития каждого человека. Некоторые работодатели ошибочно полагают, что если…
12741

Юридические факты в административном праве.

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают…
1384100790 untitled-1

Как получить социальную ипотеку

В настоящее время многие люди сталкиваются с проблемой необходимости улучшения условий своего проживания. Но далеко не все могут стать счастливыми обладателями ипотечного кредита в банке в силу различных условий и обстоятельств. В такой ситуации людям стоит…
d 76 045 1 jpg 5fd

Каков порядок увольнения работников при сокращении численности или штата работников?

Увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), допускается, если невозможно перевести работника с его письменного…
4d9532587d33hhrdrh0

Уточнен перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при наличии которых граждане могут быть признаны нуждающимися в отдельных жилых помещениях

В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,…
3-231x300

Кто принимает решение о ликвидации юридического лица?

1. Что такое ликвидация юридического лица Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству…
registrationwefwe

Регистрируем частное унитарное предприятие

В данной статье я помогу вам ознакомиться с подробной и пошаговой инструкцией по регистрации частного унитарного предприятия. Такую процедуру вы осуществите самостоятельно, если внимательно изучите весь алгоритм действий, который будет представлен ниже. Вся…
day

Каким путём осуществляется защита гражданских прав субъектов хозяйственного права?

Защита гражданских прав (прав участников хозяйственных отношений) осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания…