Печать

"О Прокуратуре"

17 января 1992 года                                                                                                             №2202-1
 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят 

Государственной Думой

22 декабря 2004 года

Одобрен 

Советом Федерации

24 декабря 2004 года

 (в ред. Федеральных законов

от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ,

от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ,

от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 15.07.2005 N 85-ФЗ, от 04.11.2005 N 138-ФЗ,

от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

от 17.07.2009 N 171-ФЗ, от 28.11.2009 N 303-ФЗ,

от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ,

от 07.02.2011 N 4-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ

от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П,

Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,

от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П,

от 18.07.2003 N 13-П)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

 

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

 

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 

Абзацы первый и второй пункта 2 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку во взаимосвязи с отдельными положениями Гражданского процессуального кодекса РСФСР они означают, что на их основании прокурор, осуществляя надзор, обращается в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону, а суд, разрешая такого рода дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, вправе признавать закон субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П).

 

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

 

s76983403

Что такое хозяйственный учёт?

Определение хозяйственного учета Управление хозяйственными процессами связано с обработкой большого количества информации в целях принятия управленческих решений, их выполнения и оценки их результатов. Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и…
5 9367fd3029cc

Уголовная ответственность за вред, причиненный нападавшему в ходе защиты от его противоправных посягательств

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Уголовного кодекса РФ, не является преступлением причинение…
7ba076523cfaa703

"О связи"

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются: создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; содействие внедрению перспективных технологий и…
6e7nvfcbi

Перевод жилого помещения в нежилое: алгоритм юридических действий

Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется согласно Указу Президента Республики…
azarov goradm

Госдума РФ

Сегодня Совет Федерации одобрил нашумевший закон о местном самоуправлении. Еще раньше во вторник сразу во втором и третьем чтении его приняла Госдума РФ. Новые поправки подразумевают, что регионы, в том числе и Самарская губерния, будут сами определять, как…
KP 63400 001 08 l

О валютном регулировании и валютном контроле

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) валюта Российской Федерации: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты…
aa0rthrta94c034

Расторжение срочного трудового договора работником

Расторжение срочного трудового договора работником, как может показаться на первый взгляд, дело не из лёгких. Ведь этот вопрос урегулирован лишь статьёй 41 Трудового кодекса Республики Беларусь, в которой приведены на взгляд многих замысловатые основания для…
1f0085792jpeg

Регистрируем товарищество собственников жилья…

Продолжаем отвечать на вопросы читателей юридического блога ProЮрист.by. Сегодня мы решили посвятить статью управлению помещениями дома, которые находятся в совместном владении и пользовании. Каким способом это можно сделать? Желание собственников квартир в…
00007059 n1

На чем основывается жилищное законодательство?

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного…
000021drgdrgrgdg

Ответственность поручителя, его права и обязанности

Единственный способ полностью обезопасить себя от неприятностей, связанных с поручительством — просто не вступать в него. Но как порой трудно отказать близким друзьям или родственникам…. В таких случаях, принимая положительное решение о поручительстве, нужно…