Печать

Правомочия собственника по изъятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий

t151 0В статье 25 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» перечислены права собственника имущества унитарного предприятия. Исходя из анализа перечисленных в Законе и иных актах законодательства правомочий можно сделать вывод о том, что собственник (уполномоченный им орган) не наделен правами изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарных предприятий. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованию этих предприятий должны признаваться недействительными.

Однако, в определенных случаях по инициативе самих унитарных предприятий возможно изъятие их имущества из хозяйственного ведения. Эти случаи предусмотрены в Приказе Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики от 9 января 2001 года, N 5 "Об утверждении Временной инструкции "О порядке передачи имущества государственной и муниципальной форм собственности одного хозяйствующего субъекта другому хозяйствующему субъекту".

Учитывая изложенное, изданию акта соответствующего органа по управлению государственным имуществом, предусматривающего изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия, в том числе "передачу с баланса на баланс", должно предшествовать официальное обращение субъекта права хозяйственного ведения с просьбой об изъятии такого имущества, например в связи с тем, что потребность в нем по какой-либо причине отпала.

В тексте преамбулы распоряжения об изъятии (передаче) должна быть ссылка на реквизиты указанного обращения и текст, однозначно свидетельствующий о том, что с инициативой того или иного распоряжения имуществом выступил субъект права хозяйственного ведения (например, "согласиться с предложением государственного предприятия (указывается наименование) о передаче имущества" или "на основании обращения государственного унитарного предприятия").

Без соблюдения данного порядка распорядительный акт может быть признан изданным с превышением полномочий органа по управлению государственным имуществом и соответственно недействительным.

Что касается унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, то в их отношении Закон высказывается более определенно:

Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий вправе изымать у казенного предприятия излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Однако, представителю собственника, принявшему решение об изъятии необходимо иметь ввиду, что унитарные предприятия, основанные как на праве оперативного управления, так и на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьей 322 Гражданского кодекса ПМР имеют право требовать защиты своих прав в том числе против собственника имущества. Таким образом, если решение об изъятии имущества у унитарного предприятия будет издано не по основаниям предусмотренным в законодательстве, такое решение может быть отменено судом по иску предприятия.

Ранее утвержденные уставы унитарных предприятий, а также распорядительные акты органов по управлению государственным имуществом часто содержат не предусмотренные законодательством основания прекращения права хозяйственного ведения унитарного предприятия. Необходимо иметь в виду, что реализация подобных положений на практике, например неправомерное изъятие имущества унитарного предприятия, может иметь последствием обращение унитарного предприятия в суд на основании статьи 322 ГК ПМР.

721014drgdrg

Предоставление жилых помещений гражданам, подвергшихся воздействию радиации

В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986…
10056473

Перепланировка жилого помещения

Одним из актуальных жилищных вопросов для общества является проведение перепланировки…
6e7nvfcbi

Перевод жилого помещения в нежилое: алгоритм юридических действий

Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.09.2009 N 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. N 152″. Вы можете…
12742

Обязанности товарищества собственников жилья

Товарищество собственников жилья обязано: 1) обеспечивать выполнение требований главы 13…
17202458fghfghftkllik

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними

В соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Однако из этого правила…
17drgdrgdrgefewef

Сумма кредита с процентами может быть взыскана банком до истечения срока его погашения

Кредитование физических лиц в настоящее время является широко распространенной услугой, предоставляемой банками и иными кредитными организациями. Граждане активно прибегают к данной форме приискания денежных средств для удовлетворения своих потребностей,…
133413566lektrosila

Что делать, если я не согласен в расчетом стоимости потребленной электроэнергии?

В случае несогласия с произведенным энергетической компанией расчетом стоимости потребленной электроэнергией Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в организацию, предоставившую соответствующие услуги, в органы Роспотребнадзора или…
200400118-001 433x433

Каким образом можно вернуть излишне уплаченный или взысканный налог?

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в…
7ba076523cfaa703

"О связи"

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются: создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; содействие внедрению перспективных технологий и…
2650f82dcb450f13237de18e88085216

ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Глава 1. Общие положения Статья 1. Альтернативная гражданская служба 1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. 2. Правовой основой…