Печать

Административная праводееспособность индивидуальных субъектов

investicii2Административно-правовой статус индивидуального субъекта – это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. Прежде всего основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, дорожного движения, пожарной безопасности и т. д.).

Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти;

• конкретизируются конституционные права и обязанности граждан;

• первично предоставляются определенные права;

• устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

• определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей.

Наряду с активной нормотворческой деятельностью государственная администрация непосредственно участвует в реализации гражданами их прав и обязанностей (планирует, финансирует, контролирует эту работу, обеспечивает ее кадрами, ресурсами, методическими материалами и т. д.) и защищает права и свободы граждан.

Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью»*.

Административная правоспособность – это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в очередь на получение жилой площади, на имя**, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации", принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 28 мая 1998 г. установлено, что с 1 июня 1998 г. ежемесячно производится доплата к пенсии в размере 100 % минимальной пенсии по старости лилипутам, получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

Административная дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает административная деликтоспособность – способность нести административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего административно-правовой статус индивидуального субъекта, может быть ограничен:

• чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

• если это несовместимо с его общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. д.);

• если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

• совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с неравномерными действиями носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуждения, их содержание определяется правоприменительными актами.

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

zakonnost 2

"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона Действие настоящего Федерального закона распространяется на: граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации; граждан Российской Федерации,…
hftfht257053

Можно ли подарок, подаренный на день рождение, считать как погашение задолженности по алиментам?

В соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ родители самостоятельно определяют порядок…
cc2fd79d6ac4

Материальная ответственность сторон трудового правоотношения.

1. Понятие материальной ответственности и условия её наступления. Под материальной ответственностью сторон трудового договора понимается обязанность одной из сторон трудового договора возместить другой стороне трудового договора ущерб, возникший вследствие…
9aa15d50c4af4770592e9e47daff866a

Прекращение брака

Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или объявления его умершим…
esefpiznenja na roboty 490 310

Отсутствие на работе

В некоторых случаях работник заранее не может знать, что будет отсутствовать на работе, и поэтому не может заблаговременно обратиться за предоставлением кратковременного отпуска без сохранения заработной платы (ст. 190 Трудового кодекса Республики Беларусь…
1389605063 20120615130854 0 659c5 ca4527ba xl

Права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, гражданского ответчика

Гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, сначала, как правило, приобретает статус подозреваемого.Подозреваемый вправе:- знать, в совершении какого преступления он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении в отношении него…
xl9jryz1hshrfg

Что делать в случае утраты трудовой книжки?

Если работник утратил трудовую книжку, то согласно п. 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек он обязан немедленно заявить (в письменной форме) об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не…
836f8230bb

Административные процедуры в системе общеправовых процедур

Для осуществления компетенции государственных органов, решения задач государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц нормативно устанавливаются общие и…
2097396

Контроль в административном праве

Контроль в административном праве- организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью…
eWbOyWcJYv-300x300

Объекты гражданского права

Объектом гражданского права является то, на что направлено правоотношение. Объектом выступает поведение субъектов правоотношения, которое направлено на различного рода материальные и нематериальные блага. Виды объектов гражданских правоотношений представляют…